1. Когда и как для тебя началось граффити? Как появился твой ник?
В конце 97 года по кабельному ТВ я увидел клипы, а по скольку всегда в своей жизни наказывался за разрисовку парт в школе, понял что это мое. Ник был сначала 2spy на двоих с Лехой, потом переиминовался в DNA, так, как везде на работах подписывал Design Nikiforov Anton, в последнее время подписываюсь DNAike.
2. Что для тебя граффити (Искусство? Спорт? Нечто иное? )? Почему продолжаешь этим заниматься? Есть цель?
Граффити для каждого свое, нет никаких рамок, у меня граффити скорее лайф стаил уже. Я сейчас рисую реже, но я всегда буду отдавать дань улице, которая меня многому научила. Конечная цель каждого художника все большая продвижение себя или своей крю, не важно чем ты сейчас занимаешся, люди должны понимать что граффити это серьезная культура.
3. Граффити в мире и граффити в России – есть ли существенные различия ?
Да есть, в России странная ситуация, чем дальше от Москвы тем больше своего. Россия сейчас интересна западу – непаханое поле.
Конечно реально, прогресс идет, уже никого не удивляет приезд именитых художников к нам.
4. Есть ли «российская школа граффити», есть ли «школа твоего города»?
Школа у каждого своя, граффити это так или иначе отражение быта народа. В Питере мало рисующих, поэтому говорить про какую-то школу не могу. Бомберы прогрессируют, но я не могу замечать за ними прогрессов они мало развиваются в качественном плане, в основном в каличественном.
5. Наиболее компетентные фестивали, джэмы на пост-советском пространстве для тебя?
Мне всегда нравился митинг в Белоруссии, то что устраивал Ликвид со своей шайкой, там была атмосфера, все фесты были очень крутыми.
6. О темах. Заметна некоторая тенденция: райтеры обычно говорят о полной свободе рисующего, однако, если проанализировать спектр тем, которые воплощает один конкретно взятый райтер, то спектр этот довольно узок: несколько излюбленных персонажей и пара основных типов шрифта. Плюс у состоявшихся – яркий узнаваемый стиль. Причем, как правило, на сезон этот спектр еще сужается и в разных кусках отрабатываются сходные элементы. В чем заключается свобода?
Художники сами загоняют себя в рамки, в первую очередь смотря на Европу… стиль это вообще сложная тема, про которую много сказано, однако стиль формируется годами и упорными тренировками, когда художник находит свой стиль он начинает медленную деградацию, работы становятся узнаваемыми но с другой стороны одинаковыми. Свобода как раз зависит только от художника.
7. Какие этапы должен пройти райтер и чему научиться, чтобы сказать – «да, я профи»?
Если он скажет что он профи, это означает что лузер, или звездняк.
8. Какие еще увлечения в жизни помимо граффити? Соотношение между этими увлечениями и граффити?
Увлечений очень много, но я не хочу их как-то соотносить, последнее время мне не очень нравится граффити сцена. Я признаю искусство но не массу людей относящуюся к нему.
9. Что и кто влияет на твое творчество?
Я просматриваю очень много художников, но к сожалению они не из граффити, ты прав мир намного шире, чем просто шрифты.
10. Есть райтеры-одиночки, есть команды. В чем преимущество того и другого подхода?
Команды создаются для общего духа, так люди думают что им проще развиваться, делать продакшены, забивать поверхности и.т.д. Одиночки тоже чего-то стоят, но не в бомбинге.
11. Как увлечение граффити повлияло на твою жизнь? Что изменилось в ней?
Когда все для меня началось, граффити еще почти не было в России, поэтому мы были одни из первопроходцев, это сформировало мой характер, дало закалку и я понял, что по жизни хочу быть всегда в главном эшелоне. Я через граффити узнал очень много хороших людей из Разных городов Страны и Зарубежья – это самая большая заслуга. Граффити это общие интересы и общение, а без этого человек нормально жить не может
12. Что для тебя самое сложное в граффити? Что самое интересное?
Сложного нет ничего, разве что напрягает вопрос развития этой культуры, а самое интересное, – это глобальные командные проэкты, такие как «крокодил» в НН
13. Больная тема: легал и нелегал. Есть мнение, что легальные фестивали, с заданной тематикой и необходимостью рисовать рекламу в том или ином виде, дисквалифицируют саму идею граффити как свободного, спонтанного вида творческой деятельности. Существуют более категорические – граффити это только нелегал. Твое мнение?
Я спонсорам всегда говорю, хотите баннер пожалуйста, изображать вас никто не будет. Есть заказы на рекламное граффити вне фестов, это уже другое. Легал – нелегал, =) В нашей стране что легал, что нелегал одно и тоже почти, различие лишь в том, что бомберы рисуют на поездах и флопят на центральных улицах, обо всем остальном можно поспорить. «Легалы» такназываемые, так же рисуют без разрешения, только во дворах и на окраинах вдоль дорог, те же проблемы с милицией, те же штрафы и все вытекающее. Я бы сказал частично территориальный и качественный вопрос. Поэтому в отношении Легала склонны высказываться только безрукие бомберы, все адекватные понимают, что легальные тоже бомбят по настроению, только приоритеты разные.
14. Что мешает? Что приходится преодолевать, чтобы заниматься любимым делом?
Мешает востребованность моего мозга на рекламном рынке, а так со всем бы справился.
15. Граффити в последнее время становится модой. Популяризация граффити это факт.
Как это сказывается на граффити-культуре?
Да это круто!!! Чем больше рисующих, тем больше развития, тем больше конкуренции… только плюсы, главное чтоб мода не спадала.
16. Твое отношение к молодым и начинающим граффитчикам?
Я лишь считаю, что они должны знать истоки и тех кто двигал эту культуру изначально, не любить – дак уважать, например я спрашиваю кто такие SPP, а они не знают, а ведь эти парни сделали то, что в свое время не удалось баскету, крысу и навигатору, они талкнули искусство в массы! Ведь без прошлого, нет будущего.
17. Граффити и стрит-арт. Разделяешь эти понятия или нет? Если да – в чем разница. Что в приоритете?
Я не разделяю, все это исходит от душевного эксбиционизма. Для меня это все уличная культура.
18. Как относишься к своим работам? Часто бываешь доволен сделанным?
Я никогда не доволен тем, что сделал, у меня мало законченных работ, по этой причине я не очень люблю показывать свое творчество. Тем более кичиться своим стилем.
19. Граффити – это хип-хоп?
Граффити- это Мерлин Менсон =). Ну на самом деле граффити самая новая форма уличного искусства больших городов, которая развивалась с уличной музыкой и спортом одновременно и параллельно. Поэтому многие говорят, что это хип-хоп, так как за ним закрепилось название «Уличная культура». На самом деле граффити – это самодостаточная культура.
20. Как видишь себя в будущем? Какое место граффити будет занимать в твоей жизни?
Думаю дальше будет все интереснее и круче. Место? Хммм… думаю гдето между правым и левым ребром, в душе наверное….
21. Перспективы развития граффити в России?
Будет минимум райтеров, максимум бомберов. Перспективы по аналогии с Европой, элита буржуйских художников, уже начала расползаться по галереям, на улицах все меньше красивого, а больше уродливого… Тут понятно – разрушать проще, чем строить. В современном обществе к сожалению, круто, бухать и быть безбашенным, большинство считает что, только так можно завоевать авторитет. Люди превращаются в бездушную массу – гавно. Это обидно, давайте остановим это!
22. Nobody dies – давай рассказывай подробнее, что б подкрепить визуал. Что , кто зачем, где смотреть?
Но боди дайз проэкт ДС крю и бренда вэйкап. с яркими необычными и совсем не серьезными принтами. Он создан для как раз для продвижения граффити в массы, по мимо футболок, мы планируем запустить сайт и делать этому промо. Получается что граффити идет все дальше и дальше.
23. Год назад ты стал победителем в контесте от Pimp my ride на MTV. сотрудничаешь с ними сейчас?
ну все началось как раз не с контеста, я всеголишь сделал им обложку для ДВД. и тут не «пимп май райд» А скорее west coast customs – тюнинг ателье. Общаюсь, но не более, они так же как и в России не хотят платить денег за качественные дизайны.
2007. Special for Urban Roots.
http://dnaike.livejournal.com/