Что означает твоё имя?
Произошло от «Dare to be different» – Посмел быть другим, смеет отличаться…
Команды?
TWS (The Wild Side), S2R (Styles 2 Remember), RDM (Rock Da Mama), Loveletters
Откуда ты родом?
Базель, Швейцария
Сайт:
http://www.dare.ch
Как давно ты в граффити?
Я начал рисовать в 1986 году, до этого я два года рисовал только скетчи, но писал названия своих любимых групп или всякие слова типа “Wild” или “Bronx”. У меня не было тегнейма в то время, потому что я не знал о существовании граффити сцены.
Какую музыку ты слушаешь?
Я люблю Marillion, U2 и всякие рок-н-рольные штуки. Это то, что я слушаю когда делаю холсты. Жаль что я не могу взять с собой магнитофон, когда рисую в Базеле.
Помимо граффити какие еще у тебя увлечения в жизни?
Я играл в одной рок-банде около 10 лет, поэтому я очень увлекаюсь музыкой. Я больше не пою, потому что решил сконцентрироваться на одном виде деятельности и я выбрал граффити. Не получается совмещать профессиональные концерты раз в неделю и 2-3 репетиции с активным рисованием.
Как и почему ты оказался в граффити?
Как я уже сказал, это был 1986. Но я занимался рисованием – сколько себя помню. Однажды знакомая девушка показал мне фотографию с забомбленым вагоном нью-йорской подземки. Она спросила могу ли я сделать что-то подобное в ее квартире, потому что она знала что я увлекаюсь рисованием букв. Я подумал, что неплохо было бы потренироваться перед етм как рисовать в ее квартире и так появился мой первый кусок “рожденный быть диким”, который вы можете посмотреть на моем сайте С того времени я стал рисовать все больше и больше, пока не обнаружил что граффити уже полно в Базеле. Я понял, что мне было нужно Имя, и я выбрал ДАРЕ, мне казалось оно соответствует граффити. Я осмеливался выходить на улицу ночью.
Что больше всего повлияло на твой стиль?
Миллионы всего влияло вначале на мой стиль. Сложно выделить что было главным. Я просто байтил, то что я видел и то что мне нравилось, а потом настал момент когда сформировался мой собственный стиль. Думаю, это для всех одинаково. Сегодня у вас есть граффити журналы и разная информация со всего мира, и это тоже влияет на вас. Это значит что сейчас легче стать хорошим райтером, но труднее найти свой собственный стиль, ведь почти все уже было сделано раньше. Мое определение стиля – стиль начинается с тега, а буквы эволюционируют уже 15 лет постоянной практики. Но я всегда стараюсь что бы мои буквы были читабельными. Цвет это лишь дополнительный декор. Я не люблю заливать мои куски сотней цветов, от этого стиль не станет более явным. 2 или 3 цвета достаточно для меня, это делает стиль более запоминаемым и индивидуальным. Даже один цвет для заливки – достаточно для меня. Мне также нравится экспериментировать с 3D (объемом). Когда шрифт приобретает новое измерение это делает его более живым и ритмичным.
Повлияли ли на тебя твои бесчисленные путешествия по всему миру?
Путешествия это одно из самых важных составляющий в мире граффити для меня, мне интересно знакомится с новыми культурами. Это влияет на меня, это дало мне много друзей, которые сейчас даже важнее чем само граффити. Моя команда – это моя вторая семья и мои друзья на всю жизнь. Я знаю, что мы будем друзьями даже через 20-30 лет, когда мы уже перестанем рисовать по ночам.
Какие негативные и позитивные аспекты есть у граффити сцены Швейцарии? У нас отлично развитое граффити в Базеле. Да и в других швейцарских городах все в порядке. Полно граффити в этой маленькой стране. А позитивные и негативные аспекты как везде: есть конкуренция, зависть, фэйм, творчество, то же самое что и у всех.
Какова твоя нынешняя мотивации в граффити и что в будущем?
Я очень мотивирован в граффити. Я зарабатываю себе на жизнь тем что я делаю холсты и граффити на заказ для компаний и частных лиц. Большинство из моего круга общения, друзья – все из граффити среды. И я всегда хочу быть лучше или быть другим, это требует большой работы над своим стилем.
Есть любимый тип поверхности?
Стена, холст, железо, бумага … Все равно.
Как ты пришел к созданию холстов?
Я сделал свой первый холст в 1992 г. Ушло много времени на то что бы найти свой стиль в холстах, такой какой бы меня устраивал. Нелегальное граффити это прежде всего лимит времени. Иногда кусок уже на следующий день – история. Он может быть закрашен, испоганен или перекрыт сверху кем то. А холсты для жизни. Я хочу делать холсты так, как никогда не буду делать на улице. Иногда мне нужно несколько недель что бы закончить холст. А на стену уходит 3-4 часа, мне не нравится тратить больше дня на кусок. Вероятно это отношение сформировано базельской железкой. У тебя есть одна ночь что бы закончить кусок, и сделать на следующий день фото. Я делаю холсты еще и потому что мне нравится участвовать в выставках, видеть реакцию людей на свои работы, что почти невозможно узреть на улице.
Как ты выбираешь партнеров по рисованию?
Я рисую со всеми, кто кажется мне хорошим человеком. Но предпочитаю, естественно, своих крюмемберов и друзей.
Что по твоему является наиболее важными элементами граффити?
Я думаю вы должны знать откуда пошло граффити, знать историю, то чем являлось граффити в те дни. Сейчас в Европе все по другому. У нас иные социальные проблемы, для многих райтеров это стало не более чем модой, и многие останавливаются когда женятся или попадают в мир бизнеса. Только для малого числа – это нечто большее, и я вот как раз среди них.