does

Последние 15 лет ширина и размах работ, в которых отражается любовь этого художника к буквам, поражает — это стены, разнообразные принты, картины и коммерческие дизайнерские работы — все это достойное доказательство его мастерства. Выставка-продажа I Love Letters в галерее Lo-Fi Collective в Сиднее не была исключением. Следующим же его проектом стала личная выставка под названием Between The Lines на Rancho Notorious в Мельбурне. Которая в очередной раз доказала его страсть, одержимость буквами и любовь к ним.

Мы были очень взволнованы, ведь не каждый день выдается возможность задать свои вопросы граффити-художнику такого уровня как Does. Надеемся, что вас так же обрадуют и очаруют его ответы, ведь кто из нас не любит буквы?

Ты родился в Нидерландах, но исколесил уже весь мир, в последнее время путешествовал по Австралии, успел принять участие в нескольких выставках и всюду оставил граффити-следы своего пребывания. Расскажи подробнее о своих путешествиях за последние два года и в частности о последнем.

Путешествия это одно из лучших занятий в моей жизни после футбола. Раньше приходилось ограничивать себя графиком тренировок и матчами по выходным, но теперь я волен отправится куда захочу в любое время. В путешествиях главное открытость и врожденное любопытство по отношению к людям, которых ты встречаешь на своем пути. Зачастую на это время ты становишься чьим-то гостем, живешь в его доме, это поистине уникальный опыт.

В то время как другие люди исследуют и открывают альтернативные формы в граффити и уличном искусстве, ты предпочел сконцентрироваться на использовании шрифтов — основе большинства твоих работ. Что из множества известных шрифтовых работ постоянно тебя вдохновляет?

Что я люблю в буквах, так это то, что они предлагают сильную базу, на которой вы можете свободно ставить свои эксперименты и открывать множество различных форм и силуэтов. Хотя я и люблю подобные исследования, все же стараюсь не уходить от оригинальных конструкций.

Общее мнение, что каждый человек имеет свой уникальный стиль, который раскрывает его персональные черты, относится и ко мне. Это внушает веру в то, что форма и очертания букв несут в себе определенную эмоцию.

В твоем творчестве нельзя не заметить обилие живых красивых цветов, расскажи как ты подбираешь цветовые гаммы. В этом есть какая-то особая идея или это приходит само собой?

По большей части сочетания цветов в моих работах обусловлены природными закономерностями. То, что ты видишь вокруг, отражается в работе. Например, закат солнца несет с собой много разных цветов, которые превосходно сочетаются вместе. Когда решаю какую цветовую схему использовать, я просто иду по тому же пути, ищу правильные природные цветовые сочетания.

Что скажешь о работе в Ironlak? Как давно ты с ними сотрудничаешь и как стал членом их команды?

До того момента, когда 2 года назад Ironlak связался со мой, я практически ничего не знал ни об их краске, ни о них самих. Парням удалось создать сильный бренд в граффити индустрии и в производстве краски, они до сих пор ищут способы улучшения своего продукта и продвижения марки, в том числе и с нашей помощью. Их внимание к райтерам и поддержка заслуживают уважения.

У тебя есть свой именной цвет в линейке краски Ironlak под названием Dieci Does, который приглянулся многим райтерам, что это за история?

Этот цвет мне очень нравится, потому что его можно использовать практически с любыми другими цветами. Dieci обозначен числом 10. Когда я профессионально играл в футбол, оно было моим номером. Мое датское происхождение тоже сыграло свою роль, в частности в выборе цвета — оранжевый цвет — цвет нашей сборной по футболу.

Было бы приятно узнать что-нибудь о коллективе I Love Letters, вы создали его концепцию, и с этого момента все начало развиваться шаг за шагом. В чем по вашему секрет создания крепкой сплоченной команды художников, и как вы думаете несет ли I Love Letters что-нибудь уникальное в мир искусства и дизайна?

Я думаю очень интересен тот момент, что если не брать в расчет граффити, каждый из участников коллектива специализируется на разных вещах в искусстве — фотографии, графическом дизайне или скульптуре. Каждый старается развивать свои навыки разными путями, и мы можем быть командой, когда приходим в граффити. Оно нас объединяет. Также важно то, что мы каждый из нас знает всех остальных лично. Мы все живем не так близко друг к другу, чтобы можно было регулярно собираться всей командой и рисовать, но по крайней мере раз в год мы стараемся это делать.

Шоу в Сиднее пользовалось большим успехом, в связи с этим чего ты ждешь от Мельбурна?

Что меня больше всего поражает, так это восприимчивость австралийцев к граффити культуре. Что касается Мельбурна, то я слышал, что граффити сцена здесь развита лучше, поэтому я надеюсяь повторить свой сиднеский успех.

У тебя есть какие-то дела в Аделаиде, выставка Indelible, можешь рассказать подробнее?

Да, действительно. Я был бы рад туда попасть и увидеть шоу, но к его открытию я не успеваю, потому что моя собственная выставка намечена почти на это же время. Но мероприятие продлится 2 недели, так что я обязательно успею там побывать.

Ты очень занятой человек, тем не менее выкроил время и сделал алфавит для книги Mad C под названием Street Fonts, которая вышла совсем недавно. Что думаешь об этом проекте?

Книга Street Fonts получилась по истине прекрасной, хочу сказать, что Claudia aka Mad C проделала огромную работу, собрав все материалы вместе и подготовив их для публикации. Мой алфавит для книги был уже готов несколько ранее, поэтому он немного отличается от того, что я делаю сейчас. Я им довлен, но так или иначе вы увидите различия. Я думаю, это естественно, просто еще один этап развития собственного стиля.

Перечисли свои любимые места рисования.

Я люблю Базель (Basel) — это память о Dare, Боготу (Bogota) за волнительные и острые ощущения, Мельбурн (Melbourne) за его потрясающую атмосферу, Нью-Йорк (New York) за его многолетнюю граффити историю.

Что тебе больше всего нравится в твоей жизни — люди, стены, путешествия, искусство? Что ты хотел бы сделать в этом году и вообще в жизни?

Сочетание многих вещей делает мою жизнь настолько хорошей, это знакомства с людьми, рисование новых кусков в неожиданных местах, расширение собственных границ и путешествия по миру. В этом году до июля я вижу себя путешествующим по Австралии, Новой Зеландии и Азии. Когда вернусь обратно в Европу, я собираюсь принять участие в нескольких фестивалях и буду работать над выставками. А потом снова сбегу оттуда.

Мы следим за твоей работой над выставкой и восхищаемся твоим мастерством, в связи с чем хотелось бы узнать подробности. Какие инструменты ты использовал кроме обычных банок аэрозольной краски, а также на чем именно хотел сконцентрировать внимание своих гостей.

Начиная с января я уделял работе очень много времени, каждый день над чем-то трудился. Т.к. все мои работы так или иначе связаны с буквами, то мне пришло в голову, что было бы неплохо назвать выставку I love Letters. Что касается материалов, то я решил использовать большое количество холстов, рисовал акриловой краской, это позволяет уделять много внимания деталям. К этому еще добавились маркеры, они также позволяют точно проработать детали, а также создать интересные цветовые эффекты. Еще я использовал принты, я очень люблю качественные принты, с помощью их глянцевых слоев можно добиться красивых эффектов.

Ты рисуешь граффити с 1997 года, вот уже 14 лет, тебя спонсирует Ironlak, ты много путешествуешь, что поменялось за это время в тебе, в твоем отношении к граффити?

Если говорить о каких-то основах, то практически ничего не изменилось, с того самого момента как я примерно в 2000 году уже окончательно в это втянулся. С самого начала я старался развивать свои навыки в создании эскизов и подборе наилучших сочетаний цветов. Мой стиль развивался постепенно, шаг за шагом и сейчас его отличает от остальных внимание к деталям, совершенные сочетания цвета и выверенный баланс между флоу и шрифтами.

Нам хотелось бы разобраться в том как граффити и стрит арт в том числе смог, хоть и медленно, просочиться с улиц, стен поездов и из-под покрова ночи в галереи и стать признанным искусством? Как нелегальное вдруг стало легальным, что ты думаешь об этом и возможных перспективах дальнейшего развития ситуации?

Я думаю множество людей ассоциируют граффити именно с рисованием на поездах, бомбингом и тегами на стенах, в этом нет ничего страшного, это нормально. Именно это примело меня, как и многих других райтеров в граффити культуру, это ее неотъемлимая часть. Сейчас молодое поколение намного больше открыто для граффити, чем раньше. И такое отношение надеюсь будет только усиливаться, ведь именно новое поколение, выросшее рядом с граффити в ближайшее время займет должности в правительстве и корпорациях. В Австралии в этом плане все отлично, возможно из-за того, что у страны нет своей сложившейся истории изобразительного искусства. Например, музей в Мельбурне предоставляет свои залы для выставок граффити художников, это инициатива достойная уважения и большая чеcть для нас.

Мы знаем, что члены твоей команды очень разносторонние люди, помогает ли это тебе как-то совершенствовать и свои собственные навыки?

Они своим присутствием и собственным развитием вдохновляют меня идти дальше, усерднее работать, изучать новое, работать над своим стилем. К тому же тот факт, что помимо граффити мы увлекаемся абсолютно разными вещами, это способствует возникновению новых идей.

Что ты думаешь о влиянии сети на распространение граффити? С одной стороны она дает доступ к огромному количеству информации, хранит работы множества райтеров за разное время и позволяет отслеживать все последние тенденции и узнавать новсти. С другой стороны оттуда же идет много негатива, я имею ввиду различные формумы и т.д.

Сеть стала для меня, да и для большинства остальных райтеров, отличной платформой для демонстрации того что мы делаем, мы можем показать что такое граффити максимально широкому кругу людей. Остальные СМИ предвзято относятся к этому. Безусловно негатив есть, но я стараюсь не обращать на него внимания и не встревать в дискуссии подобного рода. Едиснтвенное чего мне жаль, так это то, что с приходом интернета кое-что исчезло. Теперь уже не испытаешь былого удовольствия от того, что увидел новый кусок где-то на улице во время прогулки или катания на велосипеде.

Имея отношение к Нидерландам, Германии, остальной Западной Европе, а также Австралии, чувствуешь ли ты разницу между этими странами на уровне граффити среды? Вносит ли каждая из стран какое-то свое ощущение?

Да, определенно. В каждой из стран ты чувствуешь себя по разному. Это трудно сформулировать или объяснить, но это действительно так. В Австралии каждый из людей, которых я встречал, вносил что-то новое в это общее ощущение. И, наверное, если бы я встретил не этих, а других людей, то чувтствовал бы себя несколько иначе.

Перевод: Нестеренко Павел.

Comments are closed.