Привет, Ches, думаю, многим молодым художникам будет интересно познакомиться с тобой не только как с граффити художником, но и узнать другие аспекты твой жизни. Ты начал рисовать в конце 90-х, многие из твоих поклонников еще ели детское питание, им наверняка будет интересно услышать от тебя про атмосферу тех времен.
Привет, я думаю, им никогда не понять и не прочувствовать эту атмосферу. Сейчас из граффити сделали тренд, граффити-шопы диктуют моду, чтобы продавать свой товар, масс-медиа активно рассказывают об уличном искусстве, внедряя свое мнение в сознание молодежи. Чиновники пытаются обуздать распространившийся вирус андеграундного арта, создавая рамки и делая из граффити кружок детского творчества.
В то время люди приходили в эту культуру осознанно, не зная, что их ждет впереди. Они не хотели прославиться благодаря своему творчеству или заработать кучу денег, что делало граффити тех времен — искренним. Ребята не сидели часами в Интернете, так как его попросту не было, Интернет через модем 256 кб/с — интернетом назвать язык не поворачивается. Вместо просиживания своей жопы за компом, парни встречались в метро со стопками своих фотографий и просматривали их по кругу. Ходили друг к другу в гости и делились новостями, рассказывали интересные истории. Граффити объединяло людей, многие прошли вместе воду, огонь и медные трубы, поэтому граффити тех времен — дружное. Читать книгу в черной обложке без названия всегда увлекательнее, чем смотреть на то, как это делает другой человек.
Сейчас доступно огромное количество информации о граффити. Что бы человеку узнать, что это за фрукт, и с чем его едят — достаточно ввести в интернете нужное слово и прогуглить. Как ты считаешь, какие плюсы и минусы этой всеобщей доступности граффити?
Для меня это хорошо, я прошел путь от самопознания этой культуры до ее нынешней точки развития. У меня сложилось свое собственное мнение, которое мне никто не диктовал. Я воспринимаю новую информацию с достаточным багажом за спиной, чего не могу сказать о нынешнем молодом поколении. Сейчас на юного граффитчика сваливаются тонны информации, которую нужно уметь отфильтровать, что очень трудно сделать при таких объемах. Сегодня мне может написать любой малолетний художник, в его словах нет ни капли почтения, хотя я старше многих в 2 раза. Эта легкость стирает границы дозволенности.
Практически никто не интересуется теми, кто стоял у истоков развития Российского граффити, я не удивлюсь, если такие имена, как Баскет, Аеро, Руки, Кирп, Шаман ничего не скажут молодым стрит художникам. А с чего начинать погружение в культуру как не с изучения ее истории? Вместо этого каждый второй пытается сделать свой тематический урбан-свэг-арт-вандал паблик в контакте, накачать туда картинок из Интернета и дрочить на лайки. Доступность граффити — это огромный плюс для сотен талантливых людей, но только единицы смогут им правильно воспользоваться.
Из последних новостей стало известно, что Сергей Семенович Собянин представил официальное постановление о поддержке граффити в г. Москве. Как ты считаешь, какие изменения граффити-сообщество может ожидать в будущем?
Граффити стало неотъемлемой частью московских урбанистических пейзажей и активно набирает все большую популярность среди молодого поколения. Так что, в рассмотрение данного вопроса на столь высоком уровне нет ничего удивительного. Двадцатого декабря я присутствовал в Департаменте семейной и молодёжной политики города Москвы на рассмотрении вопроса развития граффити культуры в столице. В дискуссии принимали участие представители различных министерств, члены союза художников, люди, активно занимающиеся продвижением стрит-арта, и известные московские уличные художники. На встрече был рассмотрен ряд вопросов и поставлены задачи по подготовке плана развития граффити, стрит и паблик-арта в Москве. Сейчас это развитие идет в хаотичном порядке, порой у многих есть желание развивать эту культуру, но нет представления и достаточного знания, как это сделать. У многих граффити и стрит-арт художников есть достаточный опыт в этом вопросе, но нет рычагов управления и нужных связей. Для того, чтобы объединить знания, возможности и средства, мы и собираемся вместе. Только благодаря совместным действиям мы сможем добиться положительного развития ситуации. Одним из обсуждаемых вопросов, который, я думаю, многим будет интересен, был о создании легальных мест для рисования в различных районах г. Москвы. Я думаю, каждый московский граффитчик знал о существовании стены для рисования на ВВЦ за ТК «Останкинский». Туда приезжали как начинающие художники, которые могли учиться рисованию граффити, так и известные райтеры для создания масштабных работ. К сожалению, легальная стена на ВВЦ прекратила свое существование, но я надеюсь, что такие места в скором времени появятся и будут радовать нас новыми творениями художников.
Не противоречит ли первоначальному понятию граффити как культуры, в первую очередь зародившейся в целях протеста против чего либо, официальное развитие этой культуры в Москве, да и общая популяризация во всем мире? Сейчас активно стали использовать граффити в коммерческих целях: реклама, дизайн, фильмы и т.д. Что ты можешь сказать тем, кто не видит нечего положительного в развитии этой культуры в таких целях?
Во-первых, уличное искусство зародилось очень давно и не связано с каким-то протестным движением. Если рассматривать историю паблик-арта, куда, безусловно, можно отнести граффити и стрит-арт, то она начинается в США в годы Великой Депрессии. В середине 30-х гг. в Департаменте общественных работ (Civil Works Administration), занимавшимся проблемой преодоления безработицы, было создано подразделение Художественных проектов общественного назначения (Public Works Art Projects , PWAP). Администрация президента Ф.Д. Рузвельта выделила средства тысячам художников для создания работ, которые были призваны украсить правительственные здания и сооружения, строительство которых оплачивалось из государственного бюджета (школы, библиотеки и т.п.). Если за первоисточник граффити брать нанесение тэгов и их последующие преобразования в более сложные формы, то они наносились для рекламы и продвижения своего имени, меток территории, социальных посланий, выражение музыкальных предпочтений и много другого.
Тем, кто не видит ничего положительного в проникновении граффити в различные социальные и медийные пространства, хочу сказать, что при всем этом никто не отменял уличного граффити. Тэггинг, бомбинг, трейн-райтинг – все это остается на своем месте, и снизить популярность этих вандальных аспектов не позволят в первую очередь компании, производящие краску для спрей-арта и сопутствующих товаров, т.к. более 80 процентов их прибыли базируется именно на нелегальных сторонах граффити. Благодаря развитию уличного творчества у людей появляется больше возможностей развития, а вот по какой тропинке они пойдут, будут ли разрисовывать вагоны, делать рекламу известному бренду, выставлять свои граффити-творения в галереях или выберут иной путь развития — зависит только от самого человека.
Граффити нашло точки пересечения и с футболом. Рисунки за любимую команду нередко появляются на улицах, вдоль железных дорог. Я видел в твоем портфолио фотографии огромных баннеров, растянутых на трибуне во время перфомансов болельщиков Московского Спартака. Расскажи, что тебя связывает с футболом.
Я с детства играю в футбол. Хотел даже заняться этим профессионально, но что-то не сложилось. Футбол по прежнему остается в мой жизни, я часто играю с друзьями, летом даже приняли участие в футбольном турнире Freizeit by FOTT. С малых лет я болею за Московсий Спартак, когда мне было 14 лет, отец первый раз привел меня на стадион. Пару лет назад я познакомился с ребятами из Фратрии, помогал им организовывать граффити-фестиваль «Рисуй за Спартак», который проводился в рамках Кубка Памяти. Я подтянул в это движение некоторых своих знакомых, которые также неравнодушны к рисованию и красно-белым цветам. Вместе с ними мы принимали участие в создании грандиозных перфомансов в поддержку любимой команды. Рисование огромных баннеров — очень сложное занятие, которое требует большой самоотдачи и нескольких дней тяжелой работы. Но это стоит того, ведь это чувство, когда ты стоишь на трибуне, звучит гимн, а над тобой огромное полотно с твоим рисунком, которое держат несколько сотен фанатов и верят в победу команды, оно стоит вложенных в это дело сил.
Кроме стен ты используешь также и другие объекты для рисования. Твои граффити украшают тела красивых девушек, появляются в лесу на пищевой пленке, натянутой между деревьями, что еще интересного ждать от тебя в ближайшее время?
Всегда интересно экспериментировать и делать что-то новое. Красивое сочетание граффити-рисунка и сексуального женского тела достаточно интересно смотрится на фотографиях. Да и процесс создания довольно приятен, что не может не радовать. Отличное времяпрепровождение в холодное или дождливое время года, хотя и хорошее дополнение и теплым денькам, проходящим на берегу моря. Второй год подряд я сотрудничаю с www.isthisthefuture.com, которые выпускают календарь с граффити на девочках. В планах на будущее придумывать более интересные постановочные фотографии с оригинальными творческими решениями и конечно же еще больше сексуальных красоток.
Граффити является частью урбанистического пейзажа. Миллионы рисунков покрывают стены зданий, мостов, заборов. Росписи уличных художников легко встретить по дороге на работу, гуляя в центре города, идя за покупками в магазин. Миллиарды граффити покрывают мегаполисы всего мира. Уже сложившееся понятие о граффити, как о городском искусстве, ломает новое направление в этом виде творчества – Cellograff. Граффити рисуется на прозрачной плёнке, обмотанной вокруг двух деревьев или других объектов. Теперь лесные пейзажи дополняются ломаными линиями современных художников. Сочетание природного колорита с его вечной красотой, с граффити-работами, умело вписанными в это пространство, смотрятся весьма завораживающе. Граффити на пленке также встречается и в городском пространстве, решая проблему нелегального рисования. Теперь необязательно пачкать чужие стены, достаточно натянуть «свой холст» и начать творить. Пока что я рисовал только на природе, возможно, в скором времени соберусь сделать несколько проектов в городской среде. Создание рисунков на пищевой пленке — очень интересная инновация, она позволяет рисовать в самых необычных местах и генерировать оригинальные фотографии.
Пару лет назад я вырезал свой шрифт из пенопласта, раскрасил его акриловыми красками и разместил в центре города. Надеюсь, я еще вернусь к этому, когда оставляешь на стене что-то, на что потратил большое количество времени и усердия, и понимаешь, что твое творение может прожить не больше суток, начинаешь немного по-другому относиться к тому, что ты делаешь, да и вообще переосмысливаешь некоторые понятия ценности в искусстве.
Спасибо всем, что уделили немного своего времени для прочтения моего интервью, следите за моим творчеством в социальных сетях и смотрите фотки в инстаграмме.