Есть такой человек на свете Андрей Смага, более известный читателям Urban Roots как иллюстратор Cike One. Раньше он жил в Витебске, Беларусь. Около 2 лет назад переехал в Германию. Он автор обложки 4го номера Рутса, и мы много раз печатали его иллюстрации в нашем издании.
В этом посте его интервью и подборка работ.
Граффити-культура – что это для тебя? Как изменилось твое отношение со временем, изменилось ли?
В первую очередь, это искусство. Такой же вид искусства, как и все остальные, но только на определенных поверхностях. Ну и, конечно, культура и тематика. Первое граффити я нарисовал в 1998 году, и с тех пор ничего не изменилось. Более того, я глубже погрузился в мир уличного рисования. Несмотря на то, что граффити мне по-прежнему интересно, на стенах я рисую очень редко, но в скором времени я думаю исправить этот недостаток.
Чем занимаешься, кроме рисования? Что для тебя интересно в области визуального творчества?
В первую очередь, я художник. Рисование на стенах это всего лишь часть моих интересов. Основной вид творчества – живопись маслом. Также акварель, графика, дизайн. Сейчас я активно работаю с питерской фирмой уличной одежды ANTEATER / anteaterclothing.com / По возможности рисую на стенах, либо клею постеры и стикеры. Персонажей я рисую постоянно, они мне всегда нравились, это одно из основных направлений моего творчества.
Также я являюсь MC в рэп-группе ПОДВАЛЬНЫЕ РИФМЫ (DJ-33, Анубис). Трэки можно послушать тут unrhymes.pdj.ru
Есть любимые художники, которые на тебя повлияли? Кого бы ты выделил в современном граффити?
Да, их много. Это люди, которых я безгранично уважаю и ценю за индивидуальность и креативность. Граффити… в основном, старая школа граффити CAN2, DAIM, MODE2, FLYING FORTRESS, 123KLAN. Последние также делают непревзойденный дизайн и персонажей.
Стрит-арт и граффити: для тебя это одно и то же или разные вещи?
Разные ли это вещи? Да, наверное, потому как граффити – это культура, а стрит-арт – зачастую просто акт, далеко не всегда связанный с творчеством. Но это радикально. Стрит-арт доступен многим, но граффити – лишь избранным. В граффити сложно завоевать уважение. Нужны годы, стиль и опыт. Но для меня оба направления интересны по- своему.
Как относишься к людям, которые подражают тебе в творчестве?
Таких пока не встречал. Подражание и копирование – разные вещи. Я сам много копировал, пока не нашел свой стиль. До определенного момента это полезно. В результате этого опыта я понял, что хотел бы делать сам. На это ушли годы, но я не думаю, что уже окончательно нашел себя, образы и стиль… Думаю, что всегда буду в поиске. Как говорил Брюс Ли, стили разъединяют. Поэтому я стараюсь менять форму, но не содержание. Если есть те, кто меня копируют, это неплохо и, наверное, кое о чем говорит… ) Это помогает избежать долгого процесса становления.
Где уже успел пожить и порисовать? Где больше всего нравится?
Сейчас я живу на Родине, в Германии, в городе Лейпциг – это бывшая ГДР. Тут граффити очень много, но качественных мало. Слишком много тут вандалов, у которых нет ни совести, ни понятия о культуре граффити. Это гопники в искусстве, они пишут даже на памятниках культуры и храмах. Граффити всегда должно украшать, а не уродовать. Я родился в Беларуси. В силу многих обстоятельств граффити там очень сильно карается . В принципе то, что там есть граффити, это уже само по себе героизм. Этим людям за смелость и качество работ двойной респект. Больше всего мне нравится бывать в Берлине – это столица граффити, и там все пронизано уличным искусством. Поезда, стены, сквоты. Там также есть галерея стрит-арта. В вагонах электрички, на которой я езжу вдоль заброшенных заводов, часто слышен звон банок с краской из сумок молодых графитчиков, которые выходят на станциях порисовать на заброшенных стенах.
Чем планируешь заниматься в будущем?
Только творчеством. Живописью. Персонажами, иллюстрациями, дизайном маек, дисков, плакатов, интерьеров. Тем, чем и сейчас активно занимаюсь.