Имя Максима Торопова стало известно по всей стране в 2009 году, когда он стал победителем шоу «Битва за респект», которое почтил вниманием Владимир Путин. Затем Max 13 стал лицом кампании «Иваново — молодежная столица Европы». Как итог — Иваново в финале европейского конкурса. Однако Мax 13 сделал себе имя, и не будучи медийной звездой. Он по праву считается одним из ведущих уличных художников России, получившим признание на Западе. Порталу 37.ru он рассказал о своем творчестве, о месте стрит-арта в современном искусстве, о современной архитектуре и многом другом.

— Max, когда появилась твоя первая работа? Кто ее увидел и как на ее реагировали?

— Банки с краской попали мне в руки в первый раз 11 лет назад — тогда я был студентом. Мы выбрались с друзьями на ночное рисование в центре города, учитывая место, утром работу увидели многие прохожие, предполагаю, они удивились, т. к. граффити в те годы было мало в нашем городе.

— Почему ты начал заниматься граффити серьезно? Кто тогда был рядом, ты на кого-то ориентировался?

— Имея художественное образование, мне хотелось расширить спектр своих изобразительных возможностей, и граффити помогло мне в этом, открыло для меня новые творческие горизонты. В то время я следил за творчеством известных граффити-команд — Maclaim, Stick Up Kids… Их работы вдохновляли меня и задавали высокую планку.

— В граффити обычно важны место, на котором потом будет существовать работа (стена завода или бок автобуса), и где это пространство находится (в центре города или на окраине, передвигается оно или стоит на месте). Что имеет значение для тебя самого?

— В начале пути для меня было важно, чтобы зрителей было больше, сейчас я все же сосредоточен на выполнении собственных задач, воплощении своих замыслов-то есть скорее на работе, чем на зрителе.

Конечно, работы на улице имеют свой непередаваемый колорит. Ничего не может заменить энергетику улиц! Самому мне нравится рисовать в заброшенных зданиях, меня привлекает контраст ярких красок и выцветшей пошарпанной стены — все это усиливает визуальный эффект.

resize

— В мире сформировалось противоречивое отношение к стрит-арту. В Европе и Америке время его расцвета — 70 — 80-е, а Мао Цзедун и вовсе начал «бомбить» в 1920-х. История граффити в России не столь велика. Как люди воспринимают райтера, когда тот работает? Были ли проблемы с полицией? (В Новой Зеландии, например, граффити по закону называют «преступлением, связанным с вторжением и нанесением вреда общественному и частному имуществу».)

— В России граффити квалифицируется как вандализм, но в последнее время отношение к рисованию на стенах становится более толерантным, люди стали отличать райтинг от бомбинга. Граффити-рисование все больше популяризируется. Некоторые проблемы возникали, но удавалось их разрулить.

— Выставки Max 13 проходят в городах от Барнаула до Ярославля и Нижнего Новгорода, ты участвуешь в европейских арт- проектах (Бельгия, Германия, Cербия, Испания и др.). Но при этом Максим Торопов живет в Иваново…

— Да, я рад, что удается организовывать выставки и участвовать во многих проектах в разных точках страны и мира. Пока Иваново не мешает мне развиваться и творчески совершенствоваться, дальше посмотрим…

resize

— Один из твоих проектов — птицы, коробки и другие штуки, вписанные в пространство деревни, природы. Необычно видеть стрит-арт за пределами улицы, вне промышленного ландшафта. Расскажи поподробнее, как живет городское искусство за стенами мегаполиса?

— Я живу в России, такие пейзажи близки русским людям. Мне хотелось соединить уличный современный арт и классические виды русской деревни. Судя по отзывам — «впоряде» живет.

resize

— Два года назад в Иванове, в галерее современного искусства «6 этаж», прошла выставка твоих работ, здание гуманитарного корпуса окружила и наполнила уйма людей. К тебе подходили незнакомые прежде зрители, что-то спрашивали. Подходят ли в других городах?

— Я всегда с радостью общаюсь со зрителями и на каждой своей выставке устраиваю что-то типа пресс конференции, когда гости спрашивают и узнают от меня то, что их интересует. Также я организую мастер-классы, где непосредственно показываю, как создаю свои работы.

resize

— Учитывая твой опыт, разница между российскими условиями для стрит-арта и европейскими огромна?

— Сейчас разница быстро сокращается. Я бы это объяснил легким доступом к новым материалам — это дает большую техническую базу нашим молодым художникам. Но по-прежнему многому стоит поучиться у Европы.

resize

— Ты часто путешествуешь, участвуешь в совместных выставках, например, в проекте центра современной культуры Сергея Курехина «Арт-стена». Изменяется ли твое мнение о своих работах после увиденного, важно ли тебе мнение других художников, музыкантов?

— Конечно, есть люди, мнение которых мне важно всегда. Встречи с разными людьми, увиденные новые работы, поездки помогают не стоять на месте, толкают все больше рисовать и экспериментировать.

— Существует «образ» райтера, как он одевается и что слушает. Ты сам слушаешьл рэп? Видел ли ты райтеров, которые любят другую музыку?

— К хип- хоп музыке я отношусь достаточно хорошо, но часто предпочитаю слушать музыку потяжелее. Я общаюсь с большим количеством райтеров и они слушают разную музыку.

— Граффити уже давно стало формой социального высказывания, при котором художник обращает внимание общественности на те или иные проблемы, выражает свое отношение к законам страны или событиям в мире. Связано ли твое искусство с социальными сообщениями?

— В той или иной степени искусство всегда отражает современность, и то, что происходит вокруг, влияет на мысли художника и соответственно на работы — я в этом плане не исключение.

resize

— Как ты, райтер Max 13, относишься к культурному наследию, особенно архитектурному? Представь, все свободные поверхности заняты памятниками культуры прошлого…

— Я негативно отношусь к рисованию на исторических памятниках, всегда можно найти место, где работа может жить, не портя при этом культурное наследие.

resize

— Во все времена художники иногда уничтожали свои произведения. Есть ли у тебя работы, которые тебе не нравятся/уже не интересны. Ты бы хотел их уничтожить/переделать?

— Есть несколько работ, которые я перекрашивал и рисовал другие на их месте. Есть много работ, которые я сделал раньше и теперь я ими не вполне доволен. Но я считаю это нормальным, это элемент творческого роста.

— Как ты относишься к облику города Иванова: разрастающиеся торговые центры, населенные продавцами, переименование улиц с упором на дореволюционную историю или к недавнему украшению площадки перед химико-технологическим университетом огромной женской туфлей?

— Архитектура Иванова отличается от архитектуры других городов, где я был. Меня не приводит в восторг, что Иваново наполняется бездушными зданиями, плохо вписывающими в среду. Иваново эксплуатирует образ города невест, хотя, я считаю, это не то, на чем нужно держать фокус. Я не вижу общей концепции развития внешнего облика города.

Вопросы от читателей 37.ru

«Власти диктуют свои правила, а это часто сковывает творческий замысел»

Katrin

— Очень интересно было бы узнать, как Максим смотрит на отношения между коммерцией и концепцией в искусстве. Как часто приходится жертвовать прибыльностью проекта ради идеи? И наоборот, случается ли создавать работы вопреки желанию ради хорошего заработка?

— Приходится постоянно искать компромисс. Бывают заказы, которые я делаю бесплатно, ради идеи. Также встречаются заказчики, которые предоставляю мне полную свободу и доверяют мне, с ними, бесспорно, приятно работать. Но, конечно, встречаются и те, которые считаю, что они лучше знают, как и что рисовать.

Lena shakuto

— Максим, почему стрит-арт художники рисуют где-то «на задворках»? Возможно ли по согласованию с властями города разрисовать серые кирпичные стены, например, того же предприятия «Электро»? Вам самому где интереснее рисовать? Вас заботят судьбы ваших работ?

— По договоренности с властями можно разрисовывать стены в центре, эти договоренности нередко бывают достигнуты, но разрешая разрисовывать центральные стены, власти диктуют свои правила, а это часто сковывает творческий замысел.

Гость

— Поступали ли художнику Максиму предложения в благотворительных целях (на безвозмездной основе) расписать стены детских садов, украсить стены в подъездах? Как бы он отнесся к такому предложению? Какой самый необычный «холст» был в его работе за время творчества? СПАСИБО)) И успехов!!!!!!!!

— Предложения о благотворительном рисовании были, и я принимал участие в таких проектах. Очень избирательно отношусь к таким предложения, потому что всем я помочь не могу.

Что касается холстов: в последнее время я экспериментирую, пытаясь перенести технику монотипии на холсты, эти эксперименты пока для меня необычны. и я надеюсь, они выльются в новый этап моего творчества.

Автор: Сергей Сдобнов

Фоторепортёр: Max 13

Comments are closed.