intro

В 2011 году, в Стамбуле, я зашёл в местный граффити-магазин, прикупить краски для рисования, и сбросить пачку моих журналов, заказанных владельцем для реализации в Турции. Каково же было моё удивление, когда мне сказали, что мой журнал уже второй из России, представленный в их магазине. Журнал добравшийся до Стамбула первым оказался киргизским «Basic Colors», наполненным работами неизвестных парней из азиатских республик. Неплохая полиграфия и содержание на русском языке — сделали просмотр приятным и интересным. Подумалось — как же это странно, что о граффити в какой нибудь Японии или Бразилии я знаю больше, чем о республике, совсем ещё недавно бывшей частью нашей общей страны.

Не прошло и двух лет, как я связался с Чейсом (Chase), главным редактором «Basic Colors» и киргизским граффити-активистом, и попросил его рассказать о современной граффити-сцене Киргизии. А тот любезно откликнулся и написал довольно большую статью, которая надеемся, будет вам интересна.

Начало

На дворе стоял 1999-й год. О граффити в Киргизии тогда мало кто знал. Конечно, повсеместно можно было встретить незамысловатые надписи типа «Цой жив» или «здесь был Вася», но это не то. Вся граффити сцена Киргизии того времени сводилась к панковским рисункам на стенах. Вскоре некоторые более продвинутые индивидуумы просекли, что заборные шрифты могут иметь и более привлекательные формы. Так под мостами на главных улицах столицы (Бишкек) стали появляться первые флопы и простенькие персонажи. Кто был автором этих первых работ так и останется тайной, ибо в то время граффитчики не особо контачили между собой и всё общение ограничивалось районом проживания художников.

Мы жили на Нижней Карпинке — эдаком Гарлеме Бишкека и мало общего имели с центральными районами.
Когда я поступил в универ, то нашёл ребят с других районов, которые так же как и я пытались на бумаге стилизовать свои шрифты. Наступил 2000-й год — золотое время киргизского олд-скула — пошла первая массовая волна хип-хопа. Тут и там организовывались команды брейкеров, доморощенные рэпперы оттачивали свой флоу и батлились между собой. Именно тогда появились первые громкие имена в отечественной граффити сцене.

На слуху тогда был Рома Технарь, неоднократно приводимый в ментуру за злостное аэрозольное хулиганство. Были и другие, не менее известные райтеры, например такие как Нитро. Но мне не довелось быть знакомым с ними. В начале нулевых, когда я, наконец, созрел для того, чтобы попробовать порисовать на стене, в Бишкеке одновременно начали рисовать 3 команды — Fantom Crew, Vangal Kich, ну и собственно Basicolors. По сути, все эти ребята и стали основоположниками киргизской граффити сцены. Что роднило все эти команды — так это любовь к трехмерным буквам. Но как показало время — все мы пошли по разным направлениям, выработав в конце концов свои стили, я же в итоге вообще перешёл в фотореализм.
Надо сказать, что география киргизского граффити сегодня, по сути, ограничена чертой города Бишкек, хотя говорят, что где-то в регионах страны уже тоже рисуют граффити, но…

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Развитие

Очень сильно на моё творчество повлияла моя первая поездка в Германию в 2002-м году, во время которой я собирал материал для своей будущей дипломной работы на тему «граффити, как социальный феномен в Германии». Во время этой и последующих, практически ежегодных, поездок в Германию мне довелось познакомиться со многими райтерами этой страны, что в итоге привело меня к мысли организовать в Киргизии регулярное мероприятие в области граффити с участием зарубежных гостей. Конечно, уже тогда в Бишкеке проводились хип-хоп мероприятия, наиболее известным среди них был Стайлс турнамент, но граффити в нём играло лишь второстепенную роль, а хотелось чего-то более внятного и более акцентированного на граффити.

Всё это оставалось на уровне задумки до 2009-го года, когда мы наконец организовали первый в регионе граффити фестиваль. И лишь в 2011-м году при приятном стечении обстоятельств нас поддержали посольства Германии и Франции, и мы, наконец-таки, привезли райтеров из Европы. В последующий 2012-год к нам на фест опять приехали художники из Германии и Франции. Так зародилась хорошая традиция — приглашать Европу к нам. Так появилось официальное название феста — Europe meets Asia.

Хорошим опытом для меня также послужили арт-резиденции в Турции, во время которых удалось не только порисовать во многих местах Стамбула, но и познакомиться с райтерами Турции, имеющими свой уникальный стиль.
Со временем наша команда Basicolors переквалифицировалась в молодежную арт-инициативу. Т.е. набравшись опыта, мы решили расширить поле своей деятельности. Теперь мы не только развиваемся сами, но и пытаемся поддержать других ребят. Так, мы регулярно проводим уоркшопы и джемы для начинающих и продвинутых художников, для этого работаем с грантовыми организациями, а иной раз и за свой счёт приобретаем материалы, договариваемся с владельцами стен. Помимо этого мы занимаемся коммерческими проектами, при этом не забываем делиться с другими художниками — при случае аутсорсим заказы. В 2010-м году при поддержке наших европейских друзей мы выпустили первый и пока единственный журнал о граффити в нашем регионе.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Краска

Понимая, что граффити сцена Киргизии является большим белым пятном для России, думаю, что нужно замолвить отдельное слово о краске, используемой местными граффитчиками.

Изначально и по сей день, подавляющее большинство граффитчиков у нас использует китайку Санво, которая, кстати говоря, также всё это время не стояла на месте, а эволюционировала и в итоге даже приобрела форму граффити-краски. Хитрый китайский производитель попросту залил в баллон больше краски — меньше растворителя и, вуаля, у нас в руках практически MTN94 китайского разлива с приятным запахом, более ярким и густым содержимым. Некоторые райтеры возят в Бишкек в единичных экземплярах монтану, молотов, раш и прочие известные марки из России и ближнего зарубежья. Хотя в сцене, по прежнему, превалирует излюбленная всеми по цене и ненавистная из-за «шикарного» качества китайка. Как бы то ни было, но в конце-концов местные художники практически единодушно сошлись во мнении в том, что умение рисовать важнее обладания монтановским баллоном при кривых руках.

Художники

Сегодня граффити сцена Киргизии динамично развивается. Появляются новые имена, регулярно организуются команды. Средний возраст начинающих 15-16 лет. Понятно, что большинство из этих ребят берут в руки баллоны под влиянием моды, и спустя некоторое время незаметно исчезнут, но кто-то из них останется и будет развивать свой стиль, тратить все свои карманные деньги на банки с краской. Это естественный процесс, который не раз переживала отечественная граффити сцена, так было и будет. Качество важнее количества. Так из ныне активных в Киргизии уличных художников хотелось бы отметить Shade из PaintStream, Mide и Armz из FTN Crew и Shark из SOS Crew. На мой взгляд, это ребятки, которые активно продолжают традиции киргизского граффити, регулярно выходя на рисование и джемы.

Планы

В планах — развивать граффити в стране дальше. Для этого в ближайшем будущем — планируем организацию 5-го международного фестиваля по граффити. Уже начинаем приглашать художников из-за рубежа. В этом году хотелось бы увидеть у нас и ребят из России. Всегда было интересно творчество российских райтеров. Вообще заметил, как благотворно на молодое поколение местных художников влияет обмен опытом, да и просто дружественное общение с зарубежными райтерами. Отчеты и видео о прошлых наших фестах можно найти на нашем сайте: Graffiti.com.kg . В перспективе выпуск второго номера журнала о граффити в регионе — благо материала за эти 3 года набралось предостаточно, ведь развитие граффити в регионе в последние годы значительно ускорилось. Надеюсь, что эта тенденция сохраниться, и граффити не станет очередной мимолетной модой среди нашей молодежи.

Виктор «Chase»

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Graffiti.com.kg | www.facebook.com/basicolors

Comments are closed.