Известный российский райтер Адриано Снак (5NAK) сейчас отошел от традиционного граффити и погрузился в дизайн и написание картин, но тем не менее он привнес на российскую сцену отличный от остальных стиль, активно занимался рисованием и принимал участие в различных фестивалях. За прошедший год, он судя по всему, расставил для себя все точки и в интервью для
Для начала, расскажи немного о себе. Как произошло твое знакомство с граффити?
Привет. Иногда меня зовут Андрей Снак и мне 27 лет.
Я рисую с самого детства. Году в ’95 друг дал мне послушать кассету MC Hammer’a и я с головой погрузился в эту музыку. Интернета тогда ещё не было и я понятия не имел, что можно было искать людей по интересам, а не просто тусоваться с дворовыми ребятами. Поэтому до 2000 года я прибывал в информационном вакууме, в котором играл только рэп, а от граффити была разве только что тетрадь, на обложке которой были парень с девушкой на фоне разрисованной стены.
Можно считать, что надо мной висело уравнение с одной неизвестной: «хип-хоп + рисование = икс», решать которое я не торопился так как даже и не подозревал, что решение существует. В 2000 я добрался до интернета и так совпало, что по всей стране покатилась новая волна хип-хопа и вместе с музыкой на экраны телевизоров и компьютерных мониторов вырвалось граффити. Неизвестная величина «икс» тут же стала известна — ей, собственно, и стало граффити.
Насколько для тебя важно развитие твоего творчества? Как изменилось с годами твое отношение к тому, что ты делаешь?
Если под «развитием творчества» подразумеваются — корректировка курса деятельности, эксперименты, поиск и захват незнакомых территорий, то да, безусловно это важно для меня, как и для любого творческого человека. Там где прекращается развитие, прекращается и творчество. Или наоборот?
С физическим ростом человека и его взрослением меняются и его взгляды на жизнь. Так же и в творчестве. С 2000 года моё отношение к граффити менялось и меняется до сих пор. От большой искренней любви вселенского масштаба до практически полного безразличия, а временами и внутреннего протеста. Мне уже не пятнадцать лет и я не могу мыслить как пятнадцатилетний.
Десять лет назад, смотря на T-Kid’a из FX, я восхищался его словам: «Кто говорит, что граффити только для детей? Посмотрите на меня — я взрослый мужик, мне тридцать пять лет!». Сегодня я думаю, что если тебе тридцать пять и ты делаешь то же самое, что делал в пятнадцать, то что-то было напутано по дороге. При этом, безусловно, я не считаю теx, кто всю жизнь занимается граффити, застрявшими в детстве идиотами. Это индустрия — здесь есть свои звезды, кумиры, поклонники, бренды, деньги, правила игры, понятия и многомиллионная армия обезумевших чуваков с баллончиками. По идее, всё круто. Если принимать граффити всерьёз, то игра вполне может быть серьёзной.
Сегодня всё чаще я думаю о значении граффити без отрыва от его среды обитания. Огюст Ренуар говорил: «Нужно быть чертовски высокого мнения о себе, чтобы считать, что то, что порождает разум, лучше того, что мы видим вокруг себя». Я считаю, что нужно быть чертовски высокого мнения о себе, чтобы вершить, что будет нарисовано на стене, мимо которой ходят сотни людей. Если отбросить все юридические аспекты вопроса, то в действительности, граффити-художнику никто и ничто не даёт морального права использовать в качестве холста для своих работ городскую поверхность. Опять таки, делая сноску на возраст, вспоминая себя в семнадцать лет, тэгающего на стене в самом центре города «5nak был тут», я понимаю, что у меня в голове не было ни капли ответственности перед обществом, в котором я живу. Я был обычным паразитом и, как это характерно для большинства подростков, даже гордился этим. Довольно скоро я осознал, что бомбинг и тэгинг — крайне неприятное и деструктивное оружие, как автомат в руках обезьяны. Но осознание того, что 95% всего граффити — столь же деструктивное явление, начало приходить ко мне только сейчас. Многие скажут, что красивые работы — это не вандализм. Но, за исключением твоих друзей и ничего не значащей горстки интернет-ценителей, для большинства людей нет разницы между кривой бомбой и ньюскул вайлдстайлом, и у них нет желания анализировать, что за цветную поебень ты нарисовал на стене их дома.
Конечно, я не буду сожалеть о сделанном, как не стыжусь того, что будучи совсем мелким я гадил в подгузники, но осадок от того, что своим граффити я привнёс увесистую порцию бессмысленного дерьма в этот мир, останется со мной навсегда.
Как ты пришел к своему стилю?
У меня были теории о том, что такое стиль и чем он отличается от простого набора фишек, но по большому счёту это лишь словоблудие.
Открытое стремление к стилю — прерогатива граффити-художников, они много об этом говорят потому что так повелось в этой среде. Неудачники стремятся к стилю, а у нормальных ребят он просто есть и это чувствуется даже на тех этапах, когда он ещё не сформирован. Я в этом больше ничего не понимаю и хочу просто рисовать.
Насколько я знаю, ты не учился в художественной школе? Как ты вообще к ним относишься?
Всё зависит от самомотивации и некоего внутреннего стержня, который, как правило, годам к пятнадцати уже довольно отчетливо виден в каждом хорошем художнике. Художественное образование сегодня — не более чем технический момент.
Вопрос образования, как и всё остальное, крайне индивидуален. Лично я обошёлся без такой школы и чувствую себя вполне неплохо.
(по клику откроются большие фото)
«Paint Methods#1», Красноярск, июль 2007 5nak, Aber, Morik, Akue, Yanky, Alex214, Zak
«Paint Methods#2», Барнаул, октябрь 2007 She, Echo, Mizer, Yanky, Alex214, Goa, 5nak, Morik, Stan, Sjam, Zak, Amoks, Aber, Akue
«Paint Methods#3», Красноярск, май 2008 Akem, Alex214, Makoe, Sjam, Zmogk, Zak, 5nak, Morik, Liquid, Stan, Goa, Splash, Diskus, Yanky, Aber, Akue, H Crab
«Paint Methods#4», Новосибирск, июнь 2008 5nak, Loomit, Zak, Amoks, Alex214, Aber, Morik, Akue
Переезд из Барнаула в Питер, как-то отразился на твоем творчестве?
Переезд произошёл на интересном витке моего пути. Это было время серии фестивалей «Paint Methods», когда я довольно чётко осознал, что нет ничего невозможного. Когда ты попадаёшь в подобное крутое творческое пике, проверяешь самого себя на прочность — именно в это время ты ближе всего к разгадке истинных мотивов своего дела. Я смотрел на одержимого сорокалетнего Loomit’a, на ребят, с которыми тогда много красил, на себя. Не знаю, может быть тогда я сильно перегрелся на солнце, но я совершенно потерял нить — кто я, кто все эти люди и что вообще мы здесь делаем.
За короткий отрезок времени мне нужно было изрисовать почти 200 банок краски и в тот период я так много рисовал, что перестал понимать — действительно ли мне нравится то, чем я занимаюсь или же всё это некое затянувшееся на восемь лет абсурдное недоразумение, в плену которого я оказался по ошибке. Наверное любой другой на моём месте просто бы наслаждался происходящим, но я не умею этого делать. Мне было тесно и душно от бесконечных внутренних вопросов и я надеялся, что в Питере смогу найти на них ответы.
Но в Питере меня ждали не ответы на вопросы, а раздробленное граффити-сообщество, в котором многие поливают друг друга грязью, плетут интриги и во всём ищут выгоду. Такие расклады ещё сильнее оттолкнули меня от граффити и, безусловно, отложили отпечаток на моём сегодняшнем отношении к этой субкультуре.
Социальный коннект и лайфстайл всегда были неотъемлемыми составляющими граффити, но когда они занимают главенствующие позиции, в творчестве начинается деградация. Когда вокруг этого начинается любая мутная нездоровая возня, я предпочитаю поскорее от неё отдалиться. Мне комфортнее рисовать в одиночку, поэтому в коллективных играх, а значит и вообще во всём граффити, я всегда ощущал себя немного не на своём месте.
При это надо понимать, что в Питер меня привело не граффити, а элементарное желание работать и развиваться.
Как ты видишь себя в будущем? Поделись своими творческими планами.
В будущем я вижу себя в чёрном кабриолете и белом шарфе, громко хохочущего, мчащегося по горному серпантину, на фоне заката, под песню Синатры.
О творческих планах могу лишь сказать, что у меня бесконечное множество идей. Я иду своей дорогой и мне ещё многое предстоит постичь и многому научиться.
Назови положительные и отрицательные черты Российского граффити.
Не уверен, к положительной или отрицательной черте это можно отнести, но сегодня абсолютно всё стало доступно: можно привезти в родное Новоёбово любого граффити райтера с мировым именем, как заказывают Юрия Антонова на корпоратив, а можно пригнать вагон MTN94 в милый Мухосранск. Наверное, в этом больше хорошего, потому что немного отрезвляет — больше не прокатят детские отговорки, что тебе не хватает информации, ты не знаешь как рисовать и где взять краску.
С другой стороны, российскому граффити не хватает какого-то вменяемого диалога, единого места сбора, авторитетного мнения, задающего планку — раньше эту роль частично выполняли периодические печатные издания типа журнала «Code Red». Сегодня тематические сайты в интернете — это несистематизированные безличностные свалки тонн визуального мусора, в которых народ двигается по траектории частиц Броуновского движения.
Кого ты можешь выделить на отечественной граффити сцене?
Я практически не слежу за тем, что сегодня происходит на сцене. Или просто ничего не происходит?
Из знакомых и просто людей, чья деятельность мне интересна и кому выражаю уважение, отметил бы таких персонажей как Morik, Dzenik, Кирилл Кто, Homer, Apl315, Interesni Kazki, Aske, Zmogk, Cike1.
По граффити канонам сегодня вполне заслуженно выделяется питерская команда Top’n’Dope.
Я за расширение горизонтов. В мире тысячи интереснейших художников и иллюстраторов и мне интереснее этот мир.
Что тебя интересует кроме граффити, иллюстраций и дизайна?
Люди, которые меня окружают — семья и друзья. Ну а вообще, я — большой эгоист и сам себя интересую больше всего на свете.
3 вещи, которые бы ты сделал для развития граффити в России?
Если бы мне было интересно граффити так как раньше, то я бы сделал самый крутой граффити-фестиваль, самый крутой граффити-сайт и самый крутой граффити-граффити. ::)
Дай пару советов начинающим райтерам, молодым ребятам которые решили всерьез заняться граффити?
Ребятам, которые всерьёз решили заняться этим делом, советы не нужны.
А всем остальным я бы посоветовал беречь своё время — оно невосполнимо. Не гадьте там, где вы живёте, не кичитесь безрассудством и не просрите лучшие годы своей жизни за перерисовыванием чужих ценностей.
Благодарю за интервью, успехов в жизни и творчестве!
И тебе спасибо за возможность немного систематизировать поток моих животворящих мыслей!
Удачи!